ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОПОГРУЗЧИКА БАРАБАННОГО ТИПА

Тормоз – устройство, предназначенное для замедления движения или остановки транспорта.

Общеизвестно, что в автопогрузчиках используют два основных вида тормозов: гидравлические дисковые и барабанные. Возникает вопрос, какие тормоза лучше, и если, например, в гидравлических дисковых тормозов есть больше преимуществ, то почему бы производителю не остановиться исключительно на них, и отказаться от барабанного вида.

Барабанный тормозной механизм или барабанный тормоз (рис. 1) – такой вид тормозного механизма, фрикционный тип, он обладает довольно простым строением, и состоит из тормозных колодок которые являются статическими, вокруг колодок есть тормозной барабан который не вращается, в этом механизме используется сила трения элементов конструкции за счет прижима тормозных колодок к внутренней или внешней поверхности барабана цилиндрической формы.  Практически всегда в барабанном тормозном механизме колодки размещены внутри тормозного барабана – такой тормозной механизм имеет название барабанный. В случае, когда тормозные колодки размещены по бокам чугунного диска, тормозной механизм называют дисковым, в погрузчиках не используется.

Рис.1. Барабанный тормозной механизм.

1 – тормозной щит, 2 – рабочий тормозной цилиндр, 3 – пружина возврата, 4 — тормозные колодки, 5 – тормозные накладки, 6 – барабан, 7 — болт, 8- пружина фиксирующая, 9 – пружина возврата.

Барабанные тормоза, а если точнее их нынешний вид разработан Луи Рено в 1902 году (рис. 2), более простые конструкции использовались одним годом ранее. У первых тормозов колодки прижимались механически с помощью рычагов и тросов. Только с 1930-х годов начали устанавливать маленькие цилиндры которые приводились в действие поршнями, однако это касается не всех транспортных средств, некоторые продолжили использование механических тормозов в течение нескольких лет, иногда устанавливали по два тормозных цилиндра.

Тормозные колодки в барабане изнашиваются очень интенсивно, и первые тормоза приходилось часто регулировать до изобретения саморегулируемых тормозов в 1950-х годах. Барабанные тормоза также используют вместе со стояночным тормозом, как оказалось очень трудно разработать стояночный тормоз для дисковой тормозной системы.

Рис. 2. Современный вид барабанного тормоза.

У простейших барабанных тормозах с двумя колодками и толкателем, тормозные колодки работают несимметрично, так как действует сила трения которая вклинивает одну тормозную колодку между барабаном и толкателем, а другую между барабаном и неподвижной опорой. На первой колодке тормозное усилие увеличивается значительно медленнее, пропорционально давлению которое дает толкатель, на второй возрастает быстрее, хотя и нелинейно. При расположении толкателя сверху и движении вперед, эффективнее работает передняя тормозная колодка, которая называется «набегающей» в противоположность задней тормозной колодки, которую еще называют вторичной. Водителю для осуществления процесса торможения достаточно легкого нажатия на педаль тормоза, чтобы набегающая колодка прижалась к барабану, после этого эффект «затягивания» работает как «усилитель». Для повышения эффективности, барабанные тормоза оснащают парой толкателей, связанных между собой жесткой тягой или гидравлически: такой тормоз эффективнее за счет «затягивания» обеих колодок вслед за барабаном.

Осуществлять контроль над торможением становится сложнее, однако время замедления значительно уменьшается, уменьшается также необходимое усилие на тормозной педали. Этот момент стал важным шагом вперед и предпосылкой для введения усилителей тормозов, так как на тормозных механизмах дискового типа такого эффекта нет (тормозной диск вращается в направлении, перпендикулярном направлению действия тормозного усилия). С момента появления гидроусилителей тормозов вакуумного типа важнее стала пропорциональность замедления усилию на педали, это позволяет более точно контролировать процесс торможения – на сегодняшний день барабанные тормоза если и применяются, то по другим причинам, а конструкции в которых используют пару толкателей фактически не используются.

Основными элементами барабанного тормозного механизма (с гидравлическим приводом) являются: тормозные колодки, которые непосредственно осуществляют процесс торможения, для этого они имеют фрикционные накладки (накладка имеет высокий коэффициент трения); барабан тормозной; колесные, или же рабочие тормозные цилиндры, которые под давлением жидкости в гидравлической системе прижимают тормозные колодки к внутренней части тормозного барабана, приводится в действие от педали тормоза главным тормозным цилиндром (рис. 3), рабочих тормозных цилиндров может быть один или два, два рабочих тормозных цилиндра используют в дуплексном тормозном механизме, его еще называют тормозным механизмом с двумя ведущими колодками. Все вышеуказанные детали вмонтированы на тормозном щите.

Рис.3. Главный тормозной цилиндр с бачком.

Также, в состав барабанных тормозов входят оси »(пальцы)» тормозных колодок, пружины, держат колодки на начальных местах сводят их только после отпускания педали тормоза водителем, механизмы, которые служат для регулировки зазоров между тормозными колодками и барабаном (иногда это могут быть отдельные механизмы для регулирования тормозов при замене тормозных колодок в процессе их эксплуатации) и различные крепления.

Преимущества и недостатки

Безусловно, в барабанных тормозов есть недостатки, они теряют свою эффективность при интенсивном торможении из-за нагрева, высокая температура приводит к расширению диска соответственно расстояние между колодкой и диском увеличивается, это приводит к тому, что водителю нужно приложить больше усилий для своевременного торможения. Кроме этого барабанный тормоз подвержен залипанию, после долгих стоянок, часто выходят из строя рабочие тормозные цилиндры при попадании грязи.

Однако, что касается диагностики на предмет неизвестной поломки, барабанные тормоза имеют преимущество. В связи с простотой, понятностью конструкции и легкостью доступа для осмотра, в совокупности с дешевыми составляющими, которые легко заменить, они до сих пор пользуются большим спросом.